Подробности
-
Правила игры в шахматы
Благодаря своей громадной подвижности, а также возможности действовать как по белым, так и по черным диагоналям ферзь оказывается гораздо сильнее ладьи и слона вместе взятых
Стиль шахматного мастера
Шахматист, желающий стать шахматным мастером, должен всесторонне овладеть техникой борьбы во всех частях и стадиях шахматной партии, то есть уметь хорошо разбираться в самых разнообразных вопросах шахматной стратегии и тактики. Все это может быть достигнуто путем постепенного усвоения шахматной теории и личной практики в шахматных соревнованиях.
Во время партии шахматному мастеру необходимо все время оценивать создающиеся на доске позиции. Число этих позиций чрезвычайно велико, оно исчисляется астрономическими цифрами. Вот почему задача мастера заключается в том, чтобы, отбрасывая второстепенное, побочное, ограничиться анализом тех продолжений, практическое применение которых является в данный момент наиболее вероятным.
Ясно, что от правильной объективной оценки шахматной позиции зависит очень многое. Правильно оценить позицию – это значит видеть все положительные и отрицательные стороны расположения шахматных сил, это значит видеть стратегические и тактические возможности для дальнейшей борьбы, это значит построить хороший стратегический план игры, соответствующий данной конкретной обстановке, или рассчитать выгодность той или иной тактической операции. Правильная оценка позиции – залог успеха при реализации достигнутого преимущества или при защите трудных положений. Со временем мы увидим, что одни позиции требуют каких-то особых, характерных для них приемов, а другие позиции нуждаются в совершенно ином подходе. Правильное понимание позиции – самое главное в шахматном искусстве. Чтобы добиться этого важнейшего шахматного качества, нужно немало поработать над изучением стратегических и тактических идей, а также различных типовых теоретических положений.
Шахматный мастер во время партии руководствуется комплексом стратегических и тактических соображений, помимо имеющихся у него конкретных знаний из области дебюта, миттельшпиля и эндшпиля. Сочетание идейности и конкретности составляет мастерство в шахматном искусстве. Благодаря этому гармоническому сочетанию шахматный мастер почти безошибочно владеет оценкой позиции – главнейшим качеством шахматного искусства.
Из всего сказанного должно быть ясным, что в шахматах нельзя полагаться только на конкретные знания или только на общие соображения. Особенно трудно приходиться тому шахматисту, который базируется исключительно на положениях, досконально им изученных, не имея ничего другого в запасе. Малейшие отклонение борьбы в такое русло, которое выходит за рамки имеющихся у этого шахматиста конкретных представлений, немедленно ставит его в тупик. В таких случаях он не знает, что ему нужно предпринять, путается в выборе плана, допускает ошибки и проигрывает. Конечно, нелегко вести напряженную шахматную борьбу и с помощью одних только общих соображений.
Нельзя отрицать, что общие шахматные соображения – полезная вещь. Однако не все шахматные проблемы могут быть решены только с их помощью. К тому же с каждым годом все более стираются «белые пятна» в шахматном искусстве, что может оказаться неизвестным для тех шахматистов, которые полагаются на собственный «здравый смысл». К этому следует добавить, что переоценка значений общих стратегических приемов и всяких общих соображений может привести шахматиста к еще одному отрицательному шахматному явлению – догматизму. Шахматный догматик слепо верит в установленные шахматные законы, игнорируя всякие исключения. Он забывает, что в шахматном искусстве исключений иногда больше, чем самих законов.